воскресенье, 31 июля 2016 г.

Сережины впечатления от Hail Caesar


Теперь и Сережа Труфанов, не имеющий на данный момент своего блога, решил поделиться своими ощущениями от правил Hail Caesar, и, с его разрешения, публикую их у себя. Далее весь текст его.




Все мы знаем, чего не делают принцессы. Так проще. 

Не так уж просто писать отзыв о системе после такого качественного рисунка в исполнении Вити. Поэтому, сосредоточимся на впечатлениях, и, лишь слегка, на деталях системы. 
Итак, играть по системе HC – это как создавать качественный исторический блокбастер прямо на лету. 
Ведь в кино вовсе не важно, как отважный коп стирает носки или чистит зубы перед тем, как пойти и перестрелять плохих парней. И с этой точки зрения Hail Cesar чудо как хорош. Немного в конце концов тех людей, которым воистину интересно смотреть, как медленно чеканя шаг, покачивая сариссами, ровняясь по плечу товарища, прет вперед фаланга. Впрочем, эта картина, по крайней мере, преисполнена величественностью и может быть использована как иллюстрация военной мощи армий потомков Александра. 
А вот представим себе ситуацию совсем другую – та же фаланга должна развернуться, чтобы отойти назад, или, еще хуже, заложить вираж. И вот мы видим, как старшие лохаги и ураги отвешивают молодежи подзатыльники за то, что те заняли неправильные места в строю. Видим, как синтагмарх или командир отряда еще старше орет с глазами одетого на кол филина, потому что две три линии отстали, еще одна завязла в густом кустарнике, кто-то перепутал молодую сосну с сариссой и не понимает, почему ему не вырвать оружие из земли…Картина веселая только на первый взгляд, а по факту – бытовуха. И, пару раз выдав повод для хохота, эта армейская неразбериха начнет тяготить. Хотим мы ее видеть регулярно? Да вряд ли. 
В Hail Cesar ее и нет. Отряды легко воплощают свои замыслы, если приказ удался, а нюансы опущены. Если что-то не состоялось, причины неудачи легко отдаются на откуп фантазии. Получается легкая и динамичная картинка – все стремительно, вот уже дротики полетели, а вот и копья застучали о щиты, а позади пыль от копыт уже предвещает что-то недоброе. 
Возможно, систему стоит немножко замедлить. Совсем чуть-чуть, дабы добавить величественности, греко-латинского пафоса, точнее πάθος. И идея повысить затраты движения на перестроения кажется весьма логичной (хотя и требует проверки на столе). Ведь именно в момент опасности, как правило, нужно перестроение, и именно в момент опасности драматург видит необходимость понагнетать обстановку, затянуть время. 
Как и в кино, редко простое количество убиенных простых недругов переходит в качество. В качество переходит общее стечение обстоятельств – что они дрогнули, и их стало легко резать и колоть. К тому же большинство смертей на полях античных сражений – это действительно убийства бегущих и сдающихся, а не результат поражения врага в лобовом махании оружием или после метания снаряда (да простит меня Луций Эмилий Павел). 

И уже сейчас понятно, что в такой системе есть следующие слабости: 
1) Абстрагировавшись от мелочей, мы можем уравнять принципиально разные вещи. Но это обратная сторона простоты системы. Здесь важно выдерживать баланс на основе пресловутого чувства прекрасного. 
2) Очень сильна роль стечения обстоятельств, из-за +1/-1 на модификатор, а не на количество кубов. Витей это записано скорее в минус, и мной сразу после игры тоже. Но сейчас я это скорее отправил бы в плюсы - заметно усиливает драматизм, и отражает критическую важность ряда вещей для настоящей античной битвы – таких, как возвышенность, ракурс атаки, потрепанность строя и многое другое. 
Очень многое еще не было опробовано или было забыто из правил. Еще не стреляли луки и пращи, ещё не лязгали боевые колесницы. Маловато летало дротиков (пилумов летало много, что мне, как вр. и. о. македонского царя в Иллирии, не понравилось). Никого не топтал слон, и не было толп невнятно бормочущих бородачей. Да и классические строи сходились лицом к лицу только еще пока только в одном бою. Не вступала в бой легкая пехота, и не сотрясали землю катафракты. И все из вышеперечисленного хочется опробовать и раздельно и в сочетаниях. Хочется играть, а, значит, HC понравился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий